Две колонки и сабвуфер. Обзор приличной мультимедийной акустики 2.1

09:15 29.01.2019
/
201
/
Автор статьи: Илья Суханов
/

Вы могли замечать эту нестыковку – когда на столе установлены две вполне компактные колоночки, а бас они выдают, как большие. Система называется трифоником: спикеры для воспроизведения средних и высоких частот располагаются на виду, а басовый модуль (сабвуфер) где-то на полу. Стильно и мощно.

Но если концепция так прекрасна, то почему же все колонки не делают по схеме 2.1? Да потому что у трифоника полно недостатков, которые минимизированы или убраны только в сравнительно дорогих комплектах. Главный из них – сложность разделения обязанностей между сателлитами и сабвуфером.

Считается, что человек не может на слух определить источник звука с частотой ниже 100 Гц. Поэтому в высококлассных системах сателлит «передает бразды правления» басовику на этой или даже более низкой отметке (80 Гц). Колонки, способные нормально воспроизводить даже 100 Гц, не могут быть миниатюрными. Но ведь суть мультимедийного трифоника как раз и заключается в том, чтобы акустика на столе была максимальной компактной!

Поэтому разделение частотных диапазонов в недорогих наборах делают на отметке 130-170 Гц. Это снимает нагрузку с сателлитов, но делает концепцию «неправильной». Слушатель начинает угадывать расположение сабвуфера, а тот пытается из-под стола выдать несвойственные ему частоты. Целостность звукового полотна рвется.

Умножаем этот неприятный эффект на желание производителей сэкономить (в бюджетных системах у сателлитов, как правило, вовсе отсутствует отдельный ВЧ-динамик, а корпус сабвуфера делается из тонких листов ДСП и не демпфируется, что приводит к гулким призвукам). И получаем систему, мало пригодную для прослушивания музыки. Игры? Да. Радио в фоновом режиме? Может быть. Но не музыка.

Проблема вторая – расположение сабвуфера. В желании разгрузить стол от крупных колонок, пользователь активирует новый квест под названием «Куда девать басовик?» В корпусную мебель ставить его нельзя, выбрать место на удалении – тоже, потому что длины провода не хватит. Не хватит и мощности компактного сабвуфера, что «докричаться» оттуда. Поэтому многие оставляют его жить под столом. Это очень компромиссный вариант, который не позволяет басу быть чистым.

Идеальное место расположение сабвуфера (с позиции точности звучания) – на полке над столом или прямо на столе. Но эстетика летит ко всем чертям, как и глубина баса. Поэтому в ряде случаев проще поставить на стол пару небольших колонок 2.0, чем заморачиваться с трифоником. Почитатели «академического» характера звучания так и делают. Другой вопрос, что пара приличных активных колонок (даже небольших) обходится намного дороже типового трифоника.

Однако бывают ситуации, когда выбора попросту нет: нужны и компактность настольных колонок, и бас. Тогда придется повозиться с правильным расположением элементов трифоника, возможно даже сделать акустическую оптимизацию комнаты (хотя бы самую простую). Но вначале надо выбрать толковый комплект.

Sven MS-2055 (4200 руб.)

Несмотря на то, что цены на трифоники начинаются с отметки в тысячу рублей, именно этот комплект за 4200 можно считать базовым вариантом. Вариантом для тех, кто хочет слушать музыку и не испытывать приступы тошноты от качества звука. Сателлиты и сабвуфер изготовлены из древесной плиты, и сателлиты, вдобавок, двухполосные. Их размер составляет всего 10 х 18 х 10 см, а у басовика динамик выведен вбок, что облегчит его установку под столом вдоль стены. Заявленная мощность – 55 Вт, но это по бесконечно далекому от реальности стандарту RMS. Фактическая мощность составляет ватт 15, но и этого вполне достаточно, если не устраивать дискотеку.

Microlab H-220 (8700 руб.)

Эта система выпускается уже много лет, но до сих пор актуальна. Кроме того, серьезных конкурентов в этой ценовой категории у нее не так уж и много. Сателлиты радуют чистыми высокими частотами (твитеры тут полноценные, купольные) и сбалансированным звуком в целом. А бас – глубиной и даже какой-то точностью. Выходная мощность с лихвой перекрывает потребности среднестатистического слушателя. Управление и усилительная часть вынесены в отдельный блок, поэтому место на столе надо найти и для него.

Геймерам же наверняка понравится Microlab T-10 за 6700 рублей. Звучит он попроще, да и мощность чуть скромнее, зато есть необычный дизайн и встроенная подсветка.

Edifier S351DB (16 500 руб.)

Пусть цена вас не смущает. Это самый настоящий Hi-Fi, пускай и начального уровня, а не какие-то там «мультимедийные колонки». По размерам сателлиты и сабвуфер крупнее, чем у предыдущего комплекта. В частности, настольные спикеры имеют габариты 13 x 22 x 16 см. Но важнее то, что качество изготовления, материалы и комплектующие (включая динамики) – в разы лучше. Поэтому лучше и звук. На этом трифонике можно не просто слушать музыку и не просто получать позитивные эмоции, как в случае с Microlab H-220, а наслаждаться деталями и звуковой сценой. Корпусного гула нет, поскольку сами ящики сделаны из массивных плит, а фасад так и вовсе из фрезерованной MDF. Управление сосредоточено на правом сателлите и продублировано на пульте.

Так что, цена получается весьма привлекательной для техники данного класса. Поскольку сопоставимые по размерам студийные мониторы будут давать намного меньше баса, а в комплекте с сабвуфером обойдутся намного дороже. Не говоря уже про домашнюю технику. Прямых конкурентов с таким ценником у Edifier S351DB, пожалуй, нет. Хотя главная задача трифоника — высвобождение места на столе — не решена. Но этот комплект уже не про компактность, он про звук.

Наверх