Как правильно записать подкаст – советы на разный кошелек

09:37 07.10.2018
/
131
/
Автор статьи: Илья Суханов
/

Что такое подкаст, знают многие. Ведь аудиоверсии текстовых публикаций появились не вчера. Эта помесь аудиокниги и радиорепортажа завоевала популярность среди тех, кто не имеет возможности или времени черпать интересующую информацию через классическое чтение.

Будут ли заслушиваться вашими подкастами, зависит от целого рядя условий. Важнейшим является, разумеется, тема и качество ее освещения. Также имеет значение тембр голоса диктора, манера чтения и фоновая музыка. То, как будет реализовано все перечисленное, зависит исключительно от создателей подкаста. Мы лишь дадим пару рекомендаций. 

Фоновая музыка

Выбирайте в меру однородные и в меру энергичное звуковое сопровождение. Желательно без голосов и солирующих инструментов. Это должен быть равномерный «звуковой ковер». Основа — фрагменты длиной 10-20 сек, которые можно повторять сколько угодно раз.

Важно, чтобы места склейки не были слышны. То есть, музыкальные фрагменты должны быть заточены под закольцовку. Это так называемые лупы (loop – петля). Не забудьте про короткую заставку в начале и конце, а также про отбивки – звуки или короткие (0,5-1 сек) мелодии для смыслового разделения блоков информации.

Музыку можно написать самостоятельно, если навыки есть, либо заказать у фрилансера. Либо ищите ресурсы с бесплатной музыкой для подкастов. Незаконно использовать первую же попавшуюся не советуем: такой подкаст могут заблокировать. А то и судебный иск от правообладателей прилетит. 

Сценарий 

Тут полная свобода действий. Хотя в основной своей массе слушатели привыкли к которому вступлению с приветствием и анонсом, после чего темы раскрываются одна за другой. Оптимальная длительность – от 3 до 12 минут. Впрочем, тут многое зависит от задач проекта. Главное, не забудьте завершить подкаст как-то явно, чтобы обозначить завершение «сеанса связи».

Поехали!

Техника – именно то, о чем мы и собирались рассказать подробнее. Ведь именно от техники (а также умения использовать весь ее потенциал) зависит качество звука и скорость/удобство создания подкаста. Разумеется, при условии, что вы научились начитывать текст в микрофон без постоянных запинок и с нужной интонацией. Для этого нужна практика. А перед собственно записью прочитайте текст вслух в качестве репетиции. Особенно если его делал кто-то другой, с непривычным для вас построением предложений. Быстрее сделать пробный прогон, чем монтировать текст из сотни кусочков, вычищая ошибки.

Комната

Солистом в подкасте является голос диктора, поэтому от его качества зависит многое. Но хорошо записать голос можно только в тихом и негулком помещении. В идеале это должна быть специальная безэховая кабина, обитая звукопоглотителем.

Но в условиях офиса или квартиры сгодятся подручные средства: ковры, шторы, мягкая накладка на стол (если микрофон настольный). Все это нужно для того, чтобы в микрофон летел только ваш голос, а не эхо комнаты и посторонние звуки. И обязательно выключите мобильник. Или отложите его на пару метров, а то будут помехи в записи.  

Ветрозащита

Поскольку диктор чаще всего размещается близко к микрофону, вам потребуется поп-фильтр (ветрозащита). Это акустически прозрачная сеточка, блокирующая порывы ветра из вашего рта при произнесении звуков «п» и «б», а также при выдохе. Практика показывает, что поролоновой насадки на микрофоне, как правило, недостаточно. Желателен отдельный поп-фильтр. Готовый (на фото ниже) стоит от 800 рублей, самодельный можно сделать за 150: женские нейлоновые колготки нужно натянуть в 4 слоя на обруч диаметром 15-20 см. Между слоями должны быть зазоры 2-3 мм. Поп-фильтр размещается непосредственно перед микрофоном. Говорить надо сквозь него. 

Бюджетный (но вполне эффективный) поп-фильтр на гибком держателе. Цена около 800 рублей. 

Оборудование

Вам потребуется микрофон. Не экономьте: на дешевый микрофон за 200 рублей из Ашана качественно голос не записать. А слушать низкокачественный звук 10 минут к ряду сложно. Сами понимаете, второй такой ваш подкаст запускать уже не будут.

Минимальный вариант – петличный микрофон с предусилителем (от 1200 рублей). Сгодится Boya BY-M1, Audio-Technica ATR3350 или Saramonic LavMicro.

Но его лучше разместить не на лацкане, как положено, а прямо перед собой (в 20 см напротив рта), тогда ясность голоса будет выше. Но поп-фильтр в таком случае строго необходим.

Рекордером может служить компьютер с хорошей звуковой картой (встроенная в материнскую плату пишет с жуткими шумами) или качественный диктофон, способный записывать в PCM — обычно от 6000 рублей. 

Более высокое качество обеспечит конденсаторный микрофон с крупной мембраной. Но ему потребуется предусилитель с функцией оцифровки для подключения к компьютеру по USB. И возможностью подачи «фантомного» питания +48В на микрофон.

Комплект из микрофона и предусилителя обойдется, в среднем, 8000-20 000 рублей. На роль предусилителя подходит, например, компактный USB-пульт Yamaha AG03 с удобной коммутацией и классным программным процессором эффектов в комплекте.

Или аппаратик попроще и подешевле – Behringer MIC500USB.

А можно сразу взять USB-микрофон. Такой микрофон уже содержит внутри предусилитель и оцифровщик. Подключается непосредственно к компьютеру, а качество звука не зависит от  звуковой карты компьютера. И даже выход на наушники для мониторинга есть!

Цены на приличные модели стартуют с отметки около 5000 рублей на Али и 7000 в Москве. Такой вариант не будет иметь ряда настроек, будет записывать с качеством не выше PCM 16 бит / 48 кГц (хотя для голоса больше и не надо), зато никаких лишних устройств, а цена – лишь немногим дороже «просто» микрофона.

Примеры – Samson Meteor USB, CAD U39, Samson C01U PRO, NADY USB-1CX. Ну и так далее, по возрастающей, выбор велик.

Наконец, программное обеспечение. Вам потребуется звуковой редактор для монтажа материала. А также набор эффектов (как минимум — компрессор/лимитер, но нередко нужен еще и эквалайзер) для обработки голоса.

Делать ее строго необходимо, потому что исходная запись обладает слишком широким динамическим диапазоном: резкие звуки будут пугать слушателя, а тихие он не расслышит. Во всех теле- и радиоэфирах сигнал с микрофона всегда сильно сжат по динамике с помощью компрессора. И тогда шепот и крик по громкости разливаются несильно, делая восприятие комфортным.

Функции монтажа и звуковой обработки есть в огромном количестве аудиоредакторов. Но почти все они платные. Базовый набор возможностей, полную бесплатность и приемлемую эргономику вы найдете в самом популярном (среди бесплатных) аудиоредакторе Audacity. Если не понравится этот, то пробуйте другие, экспериментируйте! 

Наверх